В полдень 14 февраля у строения средней школы им. Марджори Стоунмена в Паркленде, штат Флорида, тормознуло такси. Из него вышел довольно молодой человек с широкий черной сумкой и направился ко входу в школу. Войдя в здание, он надел противогаз, кинул несколько дымовых лимонок, чтобы сработала пожарная сигнализация, а потом достал автоматическую винтовку AR-15 и открыл пламень по ученикам и учителям.
17 человек (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) были убиты на месте или погибли в больнице. Еще столько же получили ранения. Чуть позже в этот же денек стрелка задержали. Им очутился некий Николас Крус, 19-летний прежний ученик данной самой школы. Которого выгнали из нее за нехорошее поведение.
Но хорошо бы это был единичный случай. Так нет, массовые расстрелы в Америке в последнее определенное время вообще повалили валом. Только лишь с января 2017 года в США было записанно десять случаев, в коих погибли 139 человек и еще 474 человека получили ранения. 1 октября 2017 года в Лас-Вегасе и совсем произошел самый кровавый в эпопеи страны расстрел, когда были убиты 59 человек и 422 ранены. Очевидно, американцы от таковой статистики впали в шок и срочно начали находить виноватых.
Выбор пал на видеоигры. Их обвинить — дело всегда плевое. Был бы повод. И повод нашелся — парклендский стрелок, данный самый Николас Крус, видеоигры, и в особенности всякие милитаризованные стрелялки, весьма сильно уважал. То, что он при этом мучился от психических расстройств и находился на учете у психиатра, но сумел абсолютно законно купить винтовку — это, очевидно, ерунда. То, что видеоигры конечно можно хоть как-то связать только лишь с одним из 10-ка последних расстрелов — да кого это тревожит! Главное, что конечно можно.
Обвинения посыпались, как будто тысяча баксов мелочью из дырявого кармашка. «Оружие не виновно, у нас в Америке находится культурная неувязка — так называемые видеоигры. Они держат нас за глотку, прикрываясь свободой слова. Это полное дерьмо», — надрывался губернатор штата Кентукки Мэтт Бевин. «Кто важнейщие рассадники насилия? — вторил ему конгрессмен от штата Флорида Брайан Мэст. — Это, очевидно, голливудские киношки. И это, очевидно, видеоигры!»
Начальница же одной из личных школ в Майами устроила во вверенном ей спец учреждении широко распиаренную антивидеоигровую промоакцию. Каждый учащийся школы мог прийти к ней в кабинет и выбросить мерзкое видеоигрище в мусорную корзину рядом с ее рабочим столом. А предки — тут же, на столе, накатать письменное обязательство, что они с этого момента запрещают своим детям играть в беспощадные игры.
Но хорошо губернаторы и гендиректора школ — в первый раз в истории видеоиграми (игра с использованием изображений, сгенерированных электронной аппаратурой) занялся президент державы. Дональд Трамп сообщил, что «все чаще и почаще слышит от людей, как насильные видеоигры сформировывают образ мыслей американской молодежи». И дал обещание лично с неувязкой разобраться. В прошедший четверг (в Москве уже была пятница) разборка началась.
Кто-то из вас, допустимо, слышал новость о прошедшей в Белоснежном доме встрече, куда от имени президента были приглашены сторонники и противники борьбы с видеоиграми: парламентарии, политические функционеры, представители видеоигровых компаний и иная заинтересованная публика. Хотя обычных игроков туда, очевидно, звать не стали.
Для затравки собравшимся дали просмотреть видео ролик со сценами виртуального насилия. А дальше пошел «обмен воззрениями». Говорят, шел он «очень цивилизованно». Хотя сразу утверждается, что «полемика была острой». Подтвердить или опровергнуть это нереально, так как прессу не допустили, а стенограмма если и велась, то только для хозяина Белого дома.
Зато посреди тех, кто во встрече не участвовал, накал страстей бурлил нешуточный. Прославленный разработчик Уоррен Спектор хоть и выразил уверенность, что видеоигровое насилие (по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы) с реальным никак не связано, но сразу заклеймил позором создателей тех игр, нарезки из коих вошли в «президентский видео ролик». «Каждый кадр в нем — пример колоссально страшного вкуса, и каждому, кто причастен к этим играми, должно быть постыдно».
I don’t believe games cause violent behavior. Not for one second. However, the videogame reel shown at the White House on Thursday is simply disgusting. Every shot is in colossally bad taste and everyone associated with those games should be ashamed of themselves. They hurt us.
— Warren Spector (@Warren_Spector) 9 марта 2018 г.
Но создатели игр стыдиться не пожелали. Одна из дизайнерок Sniper Elite: Nazi Zombie Army 2 Линси Грэхем сообщила, например, что гордится собственной работой. А начальник Gearbox Рэнди Питчфорд указал Спектору, что его собственные игрушки тоже смогут быть представлены как эталоны насилия. И вообщем, насилие время от времени необходимо, если искусство собирается быть полезным людям. В качестве примеров он привел Шекспира и «Библию».
Your own games can be cut with such a mindset -pressed into the same service of highlighting depictions of violence to undermine art and expression. Such depictions are sometimes necessary if art is going to be useful to our species. Have you not read Shakespeare? The bible?
— Randy Pitchford (@DuvalMagic) 9 марта 2018 г.
На насилие в его играх Уоррену попенял и еще единственный спорщик, напомнив, что в Deus Ex вообщем можно убивать детей. Спектор с претензией дал согласие, но выразил надежду, что игроки этого делать не стали (ага, щас!). Тем не мение сейчас ему постыдно за то решение, и сейчас бы он все сделал по другому.
Good points. But I hope players were repulsed by the killing of children. And, easy for me to say, but true: I’m ashamed of the kid-killing possibility and wouldn’t do it again. Can’t promise, but I don’t think I’ll ever make another game where you can kill virtual people at all.
— Warren Spector (@Warren_Spector) 9 марта 2018 г.
Оригинально отреагировал на дискуссию создатель System Shock и BioShock Кен Левин. Мол, ему не стыдно за те видеоигры с насилием, над которыми он трудился. Жаль, что он не может сказать того же про прическу, что у него была во времена System Shock 2.
I said before I’m not ashamed of the violent video games I’ve worked on. I wish I could say the same for my System Shock 2 haircut. pic.twitter.com/XMDOqgXJ4h
— Ken Levine (@levine) 10 марта 2018 г.
Но что бы ни болтали разработчики — решать станет Трамп. Ждать же от него конечно можно чего угодно. Хотя что-то запретить ему все же станет сложно — от популярного выражения «денежные средства говорят» не отмахнуться даже президенту. А глас у десятков млрд видеоигровых баксов весьма зычный. Но какие-нибудь ограничения полностью возможны.
К примеру, что-нибудь в духе предложенного парламентарием из штата Род-Айленд Роберта Нардолилло специального налога на беспощадные видеоигры. Вырученные от этого денежные средства планируется пустить на заботу о психическом здоровье подрастающего американского поколения.
Если это произойдет, то дополнительная налоговая нагрузка ляжет, очевидно, на плечи геймеров — ну не станут же организации платить из собственного кармана, в самом-то деле. Зато у лутбоксов и микротранзакций появится еще одно оправдание.
Вообщем, вся эта истерия вызывает удивление. Когда-то мы забавно смеялись над юристом Джеком Томпсоном, пытавшимся запретить видеоигровое насилие. Но те времена, казалось, очень давно прошли. Но нет — видеоигры опять собираются регулировать, сейчас уже на президентском уровне. Как как будто в мире нет других заморочек.