Главная » Фильм игра » «Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Aритмия»: рoссийскoe кинo, кoтoрoe мы зaслужили

«Aритмия»

В прoшлый чeтвeрг, 12 oктября, в прoкaтe стaртoвaлa нoвaя лeнтa Бoрисa Xлeбникoвa «Аритмия», удостоившаяся гран-при 1-го из основных российских кинофестивалей — «Кинотавра». Я попробую разъяснить, почему эту картину разрешено назвать одним из наилучших российских кинофильмов года, а Хлебникова — одним из основных режиссёров РФ.

Хлебников и «новая волна» русского кино

Многие до сих пор считают, что в РФ хорошего кино не снимают, и такое мировоззрение можно осознать. Действительно, начиная с конца 80-х в отечественном синематографе стали преобладать картины, навеянные тяжело пережитой для страны перестройкой, а потом и развалом Русского Союза. Телевидение стало обителью долгих криминальных сюжетов, а немаленькой экран наводнили низкокачественные социальные драмы с множеством порой шокирующих сцен насилия, секса и тяжеленной российской реальности — «чернуха», проще говоря.

И даже киноленты маститых советско-русских режиссёров (Рязанов, Меньшов, Михалков, Говорухин), снятые в те годы, на фоне хлынувших с Запада фильмов выглядели блекло и невыразительно, а часто и откровенно халтурно. Потому к началу двухтысячных о русском кино сложилось стойкое мировоззрение, которое позже озвучил герой Юрия Чурсина в открывающей сцене кинофильма «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова.

Монолог из кинофильма «Изображая жертву»

Но уже в 2003 году на экраны вышли два кинофильма, возродивших надежду на возрождение российского кино — в прессе это явление стали именовать началом «новой волны» русского кинематографа. Это «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и «Возвращение» Андрея Звягинцева. И если лента Звягинцева была больше обласкана за рубежом, получив главную заслугу Венецианского кинофестиваля, то кинофильм Хлебникова и Попогребского больше полюбили на родине — он получил особый приз жюри Столичного международного кинофестиваля.

Это достаточно простая и низкобюджетная картина, смысл коей можно обрисовать одним предложением: «отец с отпрыском путешествуют по просторам РФ, направляясь в дальний Коктебель, встречаясь по пути с людьми, неплохими и не очень». Тем не мение, она приглянулась всем собственной незатейливостью и реалистичностью: «Россия обыденных людей», а не «Россия воров и ментов».

Не обошлось и без минусов — многие критиковали кинофильм за затянутость. К примеру, польский режиссёр Агнешка Холланд, посмотрев «Коктебель», подарила дебютантам по паре ножниц, намекая, как важен установка.

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Коктебель»

«Возвращение»

«Новая волна» — термин в синематографе далеко не новейший, простите за каламбур. В первый раз он был применен в 1958 году применительно к юным французским режиссёрам, объявившим революцию обычному коммерческому кино и попытавшимся поискать новые средства киноязыка.

Первым в мире фильмом «новой волны» стала лента «На последнем дыхании» Жана-Лючка Годара. Она на долгие годы обусловила смысл этого термина и до сих пор с ним ассоциируется. Потом «новые волны» стали появляться и в других странах: друг за другом родились японская, германская, чешская, британская, гонконгская и многие остальные.

До РФ это движение из-за «железного занавеса», сильной школы русского кино, а потом экономических и политических потрясений дошло с запозданием почти на 50 годов.

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«На последнем дыхании»

Кроме Хлебникова, Звягинцева и Попогребского в перечень режиссёров русской «новой волны» принято включать Кирилла Серебренникова, Алексея Германа-младшего, Ивана Вырыпаева, Николая Хомерики, Петра Буслова и многих других юных постановщиков, всякий из коих начал снимать в начале либо середине двухтысячных и получил признание как посреди критиков, так и зрителей.

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Кислород» Ивана Вырыпаева

«Бумер» Петра Буслова

«Garpastum» Алексея Германа-младшего

«977» Николая Хомерики

Пока коллеги по цеху зарабатывали почтение на популярных западных фестивалях, Хлебников со своими фильмами звёзд с неба не хватал, и самыми его важными победами разрешено считать призы ММКФ, «Кинотавра» и фестиваля в Карловых Варах.

Личный режиссёрский стиль и отношение со стороны прессы сам постановщик обусловил ещё будучи студентом киноведческого факультета ВГИКа, когда писал дипломную работу, нареченную им «Крикуны и молчуны» — так он поделил российских режиссёров последних годов.

Впоследствии конечно уже другие кинокритики и киноведы ехидно стали именовать Хлебникова молчуном за его немногословность, сюжетную и визуальную минималистичность и медленный темп повествования. После «Коктебеля» он совсем разошёлся с Попогребским (до картины они сняли конечно еще несколько короткометражек) и вообще все свои следующие работы режиссировал в одиночку.

За годы работы он выработал свой почерк: его лирический герой — небольшой человек, столкнувшийся с грозной действительностью и грезящий о светлом будущем, будь то таинственный и манящий город в дальнем Крыму либо долгая и счастливая жизнь на своей ферме.

Во главу угла Хлебников ставит не филигранную постановку и точность художественных приёмов, а сердечность обстановки, глубокую проработку нравов персонажей. Для этого он погружается в среду, о коей будет снимать картину.

Перед съёмками «Свободного плавания» режиссёр со сценаристом Александром Родионовым направились наблюдать за провинциальной жизнью в город Мышкин, матерьял для «Долгой и счастливой жизни» собирали на реальных фермерских хозяйствах, а записанные дискуссии врачей скорой помощи легли в базу «Аритмии».

И даже эксцентричная трагикомедия «Пока ночь не разлучит» была абсолютно основана на разговорах, подслушанных работчими журнала «Большой город» в ресторане «Пушкин».

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Свободное плавание»

«Пока ночь не разлучит»

«Долгая и счастливая жизнь»

«Аритмия», победа на Кинотавре и всероссийское признание

Невзирая на тёплый приём дебютной ленты, следующие фильмы Хлебникова прошли практически что незамеченными и наград не сыскали. Исключением стала «Долгая и счастливая жизнь», которая в 2013 году вошла в перечень номинантов на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, но уступила румынской картине «Поза ребёнка».

Но в 2017 году вышла давно ожидаемая «Аритмия» с Александром Яценко и Ирой Горбачёвой, кинофильм, который приковал к для себя внимание конечно еще до премьеры. По словам самого режиссёра, вначале они со сценаристом Натальей Мещаниновой собирались делать комедийный сериал про докторов, находящихся на грани развода, но по мере сбора материала сценарий приобретал вообще все более сумрачные тона и перевоплотился в социальную драму, в коей на фоне развода главному герою предстояло биться за жизни пациентов в критериях реформы системы здравоохранения.

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»

Сначала может показаться, что эту картину Хлебников делал конечно уже привычным методом: взял на главную роль собственного постоянного артиста Яценко и расположил его героя в провинциальный город с медленной жизнью. Главный герой кинофильма, Олег — человек слабохарактерный и конформный. Он пьёт, игнорирует супругу, не делает приказы начальства, но, при всём этом, он весьма добрый и проницательный человек, реальный мастер собственного дела.

С самой первой сцены нам демонстрируют, как он мастерски и даже остроумно подходит к выполнению собственных обязанностей — жизнь пациента для него самое принципиальное. И, кажется, он доволен сложившимся положением вещей, но здесь на него сваливается целый ворох заморочек: жена желает развестись, поэтому что вдруг решила, что супруг её не любит, а на работе возникает новый начальник, четкое исполнение требований реформы и стиль учреждения для которого важнее жизней прикованных к кровати. Казалось бы обычный с первого взора сюжет равномерно усложняется, а герой указывает как высочайшие моральные свойства, так и черные стороны натуры, проявляющиеся в быту.

По ходу кинофильма становится понятно, что конфликт у героя не с супругой и не с начальником, а с самой русской действительностью, которая разламывает таких хороших и честных, но совсем не претенциозных людей. И даже истинные подвиги на работе — спасение человечьих жизней — не способны поправить положение, а только лишь усугубляют его.

Хлебников увеличивает проверенные приёмы, доводя их до абсолюта. Его «молчание» обретает свежие формы, оно сквозит в диалогах героев, а их лица выражают отношение к происходящему куда красочнее словечек. Однако это не означает, что в картине не достаточно диалогов, и наоборот, их тут достаточно — и смышленых, и драматичных. Высказывания персонажей воспринимаются не как строки из сценария, а как обыкновенная человеческая речь.

И даже в эпизодических героях, появляющихся всего лишь на несколько минут, разрешено узнать реальных людей — собственных близких, друзей и даже самого себя. Исходя из всего лишь этого, логично, что лента получила главный приз 1-го из важных российских фестивалей — «Кинотавра».

Невзирая на то, что у фестиваля нет интернациональной аккредитации, а в конкурсе смогут участвовать только лишь русскоязычные ленты, в РФ он считается одним из самых влиятельных, а фильмы, отмеченные на нём призами, смогут «получить пропуск» на западные фестивали и даже потягаться за право отправиться от РФ на «Оскар» — одну из самых популярных наград в мире кино. Любопытно, что Хлебников конечно уже брал приз за наилучшую режиссуру на «Кинотавре» в 2006 году за личный второй кинофильм «Свободное плавание».

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

Александр Яценко и Борис Хлебников на «Кинотавре»

Хлебников и Звягинцев

Нельзя не отметить, что «Аритмию» в прессе повсевременно сравнивают с иным значимым фильмом 2017 года — «Нелюбовью» Андрея Звягинцева. В отзывах и рецензиях на ленту Хлебникова разрешено встретить, как конкретное противопоставление этих картин, так и поболее искусно зашифрованные метафоры и отсылки. На самом деле сопоставление двух русских постановщиков началось намного ранее.

Помимо стереотипа о том, что не плохих режиссёров в стране вправду не очень много, их соединяет воединыжды ещё и схожесть тем, а также роль в «новой волне» российского кино.

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Коктебель»

«Возвращение»

И правда, на 1-ый взгляд, параллели разрешено найти конечно уже в их дебютных картинах, повествующих о проблеме отцов и ребят. В ленте Звягинцева отец ворачивается домой и не может поискать общий язык с отпрысками, что приводит к катастрофическим последствиям. В «Коктебеле» отец и отпрыск по-различному воспринимают их совместное путешествие, из-за чего меж ними в итоге происходит разлад.

Конечно еще более похожи «Левиафан» Звягинцева и «Долгая и счастливая жизнь» Хлебникова, вышедший на год ранее. Можно даже сказать, что Хлебников предвосхитил возникновение главной русской картины 2014 года. Сюжетик обоих лент сконцентрирован на противоборстве мелкого русского землевладельца с подлыми, скупыми до денежных средств чиновниками.

И, снова же, невзирая на схожесть тем, различие было в деталях. Пока Звягинцева хвалили на западе и критиковали в РФ за мягкотелого и пугливого героя Алексея Серебрякова, лента Хлебникова, в коей герой Яценко вообще все же взялся за орудие, такого резонанса не вызвала, и кинофильм прошёл в прокате практически незамеченным.

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Аритмия»: российское кино, которое мы заслужили

«Левиафан»

«Долгая и счастливая жизнь»

И в конце концов, в этом году, после прогремевшей на всю страну «Нелюбви» выходит «Аритмия», которая тоже повествует о разводе в современной РФ. Однако за исключением синопсиса две картины фактически ничего не роднит — Хлебников и Звягинцев употребляют совершенно различные художественные приёмы.

Там, где Звягинцев пишет широкими мазками, рассматривая глобальные трудности отстранённым взгядом интеллигента, Хлебников уделяет много внимания деталям, обыденным человеческим беспомощностям и рассказывает историю обычным и незатейливым языком.

Если Звягинцев повсевременно использует метафоры, за что его называли последователем Тарковского, то Хлебников больше похож собственной прямолинейностью на Джармуша либо Каурисмяки. А там, где у Звягинцева беспросветная мгла российской реальности, у Хлебникова всегда найдётся пространство юмору и светлым моментам, благодаря которым у зрителя появляется чувство, что вообще все будет отлично — пусть временное либо даже призрачное.

Можно ли именовать «Аритмию» наилучшим отечественным фильмом этого года? Решать зрителям. Да, картина вообще все же уступила «Нелюбви» в номинации от РФ на «Оскар», но признание на родине для этого кинофильма куда важнее. Борис Хлебников — это точно один из самых профессиональных и интересных режиссёров РФ, а «Аритмия», в конце концов, стала его всеполноценным шагом в грандиозное кино. Глядеть этот кинофильм или нет, решать вам, но помните, что чем больше не плохих российских лент окупается в прокате, тем почаще появляется достойное кино.

#кино #представления

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Обменник биткоин

Почему обменник биткоин именно сейчас — не топ-выбор?

Да, обмен биткоин на рубли остается невероятно востребованным, однако он слишком зависим от ажиотажа и ...